РРЛ

Готовимся к контрольной работе по литературе (20.05.21)

1. Фольклор – это …

А) устное народное творчество;

Б) небольшие произведения для детей: колыбельные, загадки, считалки и т.д.

В) сказки, придуманные народом;

Пословица – это :

А) краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль;

Б) краткий иносказательный рассказ поучительного характера;

В) выражение насмешки.

2.Пословица – это :

А) краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль;

Б) краткий иносказательный рассказ поучительного характера;

В) выражение насмешки.

Персонаж литературного произведения – это

А) одушевленный предмет     Б) человек       В) любой предмет или явление

3. Укажите, как называется изображение внешности героя, его лица, фигуры, одежды, манеры держаться

А) пейзаж    Б) портрет    В) натюрморт    Г) интерьер

Речевая характеристика героя — это

А) сюжетный компонент              Б) изобразительно-выразительное средство языка  

В) характеристика персонажа через манеру речи

4.  Кого из героев русской литературы называют «маленьким чело­веком»?

А) ребенка             Б) второстепенный персонаж      В) человека, не имеющего высокого чина

Г) это типичный образ бедного человека, страдающего от социальной несправедливости

Роды литературы  — это

А) эпос, лирика, драма       Б) проза, стихи, драматургия     В) эпос, роман, трагедия, комедия

5.  Какова основная тема повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»?

А) осуждение детей, забывающих своих родителей   

Б) изображение жизни «маленького человека»

В) реалистическое описание почтовой станции

За что бился в кулачном бою купец Калашников?

А) хотел показать свою удаль перед царём 

Б) за младших братьев                        В) за честь семьи                   Г) за родину

6. Найдите соответствия между автором и названием произведения:

1) Сервантес

А) «Анчар»

2) Д. И. Фонвизин

Б) «Тарас Бульба»

3) А. С. Пушкин

В) «Живые мощи»

4) Н.В. Гоголь

Г) «Хитроумный идальго Дон Кихота Ламанчского»

5) И.С. Тургенев

Д) «Недоросль»

6) М.Е. Салтыков - Щедрин

Е) «Премудрый пескарь»

Найдите соответствия между автором и названием произведения:

1) А.И. Куприн

А) «Подснежник»

2) Е. Замятин

Б) «Маска»

3) И.Бунин

В) «Узник»

4) А.П. Чехов

Г) «Дракон»

5) А. Пушкин

Д) «Дикий помещик»

6) М.Е. Салтыков - Щедрин

Е) «Куст сирени»

7. Определите по описанию литературного героя, укажите автора и название произведения.

1) «Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая - ни дать ни взять икона старинного письма; нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать – только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос…и по лицу силится и не может расплыться улыбка».

2) «Это были два дюжие молодца, ещё смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого ещё не касалась бритва....»

Определите по описанию литературного героя, укажите автора и название произведения.

1) «...на святой Руси, нашей матушке, не найти, не сыскать такой красавицы: ходит плавно – будто лебёдушка; смотрит сладко - как голубушка; молвит слово – соловей поёт; горят щёки её румяные, как заря на небе Божием…»

2) «…её встретил сам начальник городской; как мощи сух, как палка прям,высокий и седой. Сползла с плеча его доха, под ней – кресты, мундир, на шляпе – перья петуха».

8. Найдите соответствия между литературным героем и названием произведения:

1) Правдин

А) «Ромео и Джульетта»

2) Тибальт

Б) «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника  и удалого купца Калашникова»

3) Алёна Дмитриевна

В) «Станционный смотритель»

4) Лукерья

Г) «Недоросль»

5) Минский

Д) «Живые мощи»

Найдите соответствия между литературным героем и названием произведения:

1) Милон

А) «Куст сирени»                                                                                 

2) Степан Парамонович

Б) «Русские женщины»

3) тетя Варя

В) «Недоросль»        

4) Трубецкая

Г) «Подснежник»

5) Алмазов

Д) «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника  и удалого купца Калашникова»

9. Какой художественный приём использует автор:

Неохотно и несмело

Солнце СМОТРИТ на поля…..( Ф.И.Тютчев)

Какой художественный прием использует автор:

Шумят деревья весело-сухие,

И теплый ветер НЕЖЕН и УПРУГ. ( А.А.Ахматова)

10. Какой художественный приём использует автор:

Лёд неокрепший на речке студёной

Словно как тающий сахар лежит... (Н.А. Некрасов)

Какой художественный приём использует автор:

С ней ШЕПЧЕТСЯ ветер, зеленые ветви лаская…

                                                       ( М.Ю. Лермонтов)

11. Кто автор рассказа «Страх»:

А)Бунин                  Б) Шмелёв                       В)Лермонтов                 Г) Куприн      

Кто автор стихотворения «Фонтан»:

А) Пушкин           Б) Лермонтов                В) Некрасов                  Г) Тютчев

12.Выберите определение, соответствующее понятию  «Аллегория»:

А)  построение художественного произведения;

Б) чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета;

В) иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты

Выберите определение, соответствующее понятию: « Антитеза»

А) выражение , употребленное в переносном смысле, вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство.

Б) противопоставление образов, эпизодов, картин, слов.

В) Изображение одного предмета путем сравнения его с другим

13. Дать развернутый ответ на вопрос (5-10 предложений)

Какой герой русской литературы нравится больше всего  и почему?

Готовимся к итоговой контрольной работе по РРЛ (18.05.21)

1. Героический эпос – это…

А. Род литературы, повествующий о героических событиях, произошедших в прошлом.

Б. Пьеса для постановки на сцене.    В. Стихотворение.       Г. Предание о сотворении мира.

Главным сюжетом героического эпоса является:

А. Сотворение мира.   Б. Чудесное рождение героя и его подвиги в дальнейшем.  

В. Сватовство героя.                                 Г. Описание битвы.

2. Какая тема не отражена в героическом эпосе?

А. Верность дружбе.                Б. Защита Отечества.                        В. Неразделенная любовь.

Укажите, какого имени нет среди имен трех былинных богатырей, изображенных на известной картине В.М.Васнецова.

А. Илья Муромец.   Б. Алеша Попович.  В. Микула Селянинович.   Г. Добрыня Никитич.

3. Какой из этих жанров не относится к древнерусской литературе?

А. Житие.   Б. Летопись.    В. Сказка.   Г. Поучение.

Летопись – это…

А. Историческая повесть.   Б. Описание событий по годам.   В. Приключенческая повесть.  

Г. Жанр устного народного творчества.

4. Из какого произведения взяты строчки? «Велика ведь бывает польза от учения книжнаго: книгами наставляемы и поучаемы на путь покаянья, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержанье».

А. Из похвалы князю Ярославу и книгам.  Б. Из «Поучения Владимира Мономаха».

В. Из «Повести о Петре и Февронии Муромских».

5. 2016 год указом президента РФ был объявлен в России Годом Н.М. Карамзина. Укажите название его произведения:

А. «Прекрасная царевна и счастливый принц».    Б. «Прекрасная царевна и                                                                                 счастливый карла».  

 В. «Прекрасная царевна и счастливый замок».   Г. «Прекрасная царевна и счастливый муж».

2016 год указом президента РФ был объявлен в России Годом Н.М. Карамзина. Укажите название его труда:

А. «История России».   Б. «История человечества».   В. «История мира».    Г. «История государства Российского».

6. Определите, к какому жанру устного народного творчества относится следующее определение: «Жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня о богатырях и исторических событиях».

А. Сказка.              Б. Пословица.              В. Потешка.                     Г. Былина.

Вставьте недостающие слова в определение жанра: «Басня – это краткий ______

или прозаический рассказ ____________________ характера, имеющий иносказательный, или аллегорический, смысл».

7. Определите изобразительно-выразительные средства в строках стихотворения Е.А. Баратынского «Водопад»:

1. Эпитет

А. Не умолкай, поток седой!

2. Звукопись

Б. И с непогодою ревучей Твой рев мятежный соглашен.

3. Олицетворение

В. Шуми, шуми с крутой вершины… Я слышу: свищет аквилон….

Определите изобразительно-выразительные средства в строках стихотворения Е.А.Баратынского «Осень»:

1. Эпитет

А. Волшебного шептанья полный лес, Златочешуйчатые воды!

2. Звукопись

Б. Умолкли птиц живые голоса….

3. Олицетворение

В. Качаяся, завоет роща…

8. Что не относится к понятию «психологизм в произведении»:

А. Способ изображения душевной жизни человека.  Б. Воссоздание внутренней жизни персонажа.   В. Анализ свойств личности.   Г. Изучение науки психологии.

Отметьте, какого признака не должно быть в святочном рассказе:

А. Основное действие происходит в Рождество.   Б. Происходят чудесные события, которые перерождают героя.   В. Герой поступает, исходя из заповедей Христа.  

Г. Герой не прощает своего обидчика.

9. Соотнесите автора и название произведения:

1. Н.С.Лесков

А. «Песчаная учительница»

2. В.Вересаев

Б. «Улица младшего сына»

3. С.Черный

В. «Христос в гостях у мужика»

4. А.П.Чехов

Г. «Каникулы Кроша»

5. А.А.Платонов

Д. «Гиперболоид инженера Гарина»

6. Л.Кассиль

Е. «В рождественскую ночь»

7. А.Рыбаков

Ж. «Кавказский пленник»

8. А.Н.Толстой

З. «Загадка»

Соотнесите автора и название произведения:

1. Л.Кассиль

А. «Песчаная учительница»

2. А.П.Чехов

Б. «Улица младшего сына»

3. А.Рыбаков

В. «Христос в гостях у мужика»

4. В.Вересаев

Г. «Каникулы Кроша»

5. С.Черный

Д. «Гиперболоид инженера Гарина»

6. Н.С.Лесков

Е. «В рождественскую ночь»

7. А.А.Платонов

Ж. «Кавказский пленник»

8. А.Н.Толстой

З. «Загадка»

10. Напишите, из какого произведения отрывок, укажите автора. Дайте развернутые ответы на вопросы.

     Тут внесли огонь; я и Тимофей восклонились от полу, а белой руки уже не видать – только один старик остался.

     Тимофей встал, взял его за обе руки и посадил на первое место. А кто он был, этот старик, может быть, вы и сами догадаетесь: это был враг Тимофея – дядя, который всего его разорил. В кратких словах он сказал, что все у него прошло прахом: и семьи, и богатства он лишился, и ходил давно, чтобы отыскать племянника и просить у него прощения. И жаждал он этого, и боялся Тимофеева гнева, а в эту метель сбился с пути и, замерзая, чаял смерти единой.

    – Но вдруг, – говорит, – кто-то неведомый осиял меня и сказал: «Иди, согрейся на Моем месте и поешь из Моей чаши», взял меня за обе руки, и я стал здесь, сам не знаю отколе.

    А Тимофей при всех отвечал:

     – Я, дядя, твоего провожатого ведаю: это Господь, который сказал: «Аще алчет враг твой – ухлеби его, аще жаждет – напой его». Сядь у меня на первом месте – ешь и пей во славу Его, и будь в дому моем во всей воле до конца жизни.

     С той поры старик так и остался у Тимофея и, умирая, благословил его, а Тимофей стал навсегда мирен в сердце своем.

     Так научен был мужик устроить в сердце своем ясли для рожденного на земле Христа. И всякое сердце может быть такими яслями, если оно исполнило заповедь: «Любите врагов ваших, благотворите обидевшим вас». Христос придет в это сердце, как в убранную горницу, и сотворит Себе там обитель.

Какие вечные темы и проблемы поднимает в рассказе автор? Какие моральные ценности утверждаются? Какое истинное чудо произошло в рассказе?

Литвинов, держась за края лодки, качался и глядел назад. Исчезла его Наташа, исчезли огоньки от трубок, исчез наконец берег...

- Воротись! - услышал он женский надорванный голос.

И в этом "воротись", казалось ему, слышалось отчаяние.

- Воротись!

У Литвинова забилось сердце... Его звала жена; а тут еще на берегу в церкви зазвонили к рождественской заутрене.

- Воротись! - повторил с мольбой тот же голос.

Эхо повторило это слово. Протрещали это слово льдины, взвизгнул его ветер, да и рождественский звон говорил: "Воротись".

- Едем назад! - сказал Литвинов, дернув дурачка за рукав.

Но дурачок не слышал. Стиснув зубы от боли и глядя с надеждою в даль, он работал своими длинными руками... Ему никто не кричал "воротись", а боль в нерве, начавшаяся сызмальства, делалась всё острее и жгучей... Литвинов схватил его за руки и потянул их назад. Но руки были тверды, как камень, и не легко было оторвать их от весел. Да и поздно было. Навстречу лодке неслась громадная льдина. Эта льдина должна была избавить навсегда Петрушу от боли...

До утра простояла бледная женщина на берегу моря. Когда ее, полузамерзшую и изнемогшую от нравственной муки, отнесли домой и уложили в постель, губы ее всё еще продолжали шептать: "Воротись!"

В ночь под Рождество она полюбила своего мужа...

Какие нравственные  вопросы ставит пред читателем автор? Какие моральные ценности утверждаются? Кто из героев вам более симпатичен?



3 четверть

В. Вересаев «Загадка».
Работу сдать до 13 марта 2021 года.
Прочитать произведение Вересаева "Загадка" и ответить на вопросы:
1.При помощи каких словосочетаний создаётся непривлекательный образ города? ( выпиши 3 примера)
2.В этом мире города нет тишины и покоя, он дан как антитеза природному миру,  миру тишины и покоя. Докажите , что герой восхищается миром природы ( выпиши 4-5  словосочетаний).
3.Выпишите 2 метафоры и 2 олицетворения, указывайте вид тропа, когда выписываете.
4.Как герой относится к музыке, которую слышит? Как меняются его ощущения?  Как можно соотнести внутреннее состояние героя и его отношение к музыке?
5. Объясните смысл названия рассказа.
6. В каких произведениях мировой литературы затрагиваются темы красоты природы и влияния музыки на человека? (произведения, которые мы изучали).

Комментарий к домашней  работе на 18 февраля 2021 года:
1. Составить уголовное дело по поводу убийства в начале мая 192... в Ленинграде ( по произведению Толстого А.Н. "Гиперболоид инженера Гарина").
2. Составить викторину по тексту Толстого А.Н. "Гиперболоид инженера Гарина" (не менее 20 вопросов) или Ефремова И.   «На краю Ойкумены»
3. создать дневниковые записи  (не менее 5) от лица любого героя  произведения А.Н.Толстого   «Аэлита», "Гиперболоиз инженера Гарина"  или Ефремова И. «Звездные корабли».
4. Написать письмо Аэлите.
5. Создать буклет по произведению Ефремова И. «Звездные корабли» или "На краю Ойкумены".
6.  Создать 3 рисунка к любому изучаемому произведению.
7. Предложить своё творческое задание.



4 четверть
Задание 1. 
Познакомиться с произведением Л. Кассиля "Улица младшего сына" (можно посмотреть фильм). Работы можно сдать до 2 мая. 
Выполнить одно из предложенных заданий.
1.Составить викторину по тексту (не менее 20 вопросов).
Создать презентацию по произведению: история создания; темы и проблемы, поднятые автором; основная мысль- идея; характеристика главных образов; своё мнение о главном герое.
3. Создать дневниковые записи  (не менее 5) от лица любого героя  произведения.
4. Написать письмо любому герою прочитанного произведения.
Задание 2.
Нагибин Ю. «Маленькие рассказы о большой судьбе». 
Прочитать любой рассказ из указанного сборника Нагибина: «Старая ветла», «Ночью», «Жилища богатырей».
Написать отзыв по данному рассказу.
1.      Какой теме посвящён рассказ ?
2.      В чём заключается основная мысль рассказа?
3.      Что можно сказать о героях данной истории?
4.      Какие нравственные уроки можно почерпнуть из данного рассказа?
Работы сдать не позднее 27 мая.



2 четверть

дата
Темы уроков
16.11
Древнерусская литература «Шемякин суд». Образы героев.
30.11
Карамзин Н.И. Легенды из «Истории государства Российского»
14.12
Основные темы и мораль басен Сумарокова А. и Майкова В.
28.12
Лесков Н.С. «Рождественские рассказы». Психологизм рассказов
Зачетная работа
Презентация или коллаж по творчеству Баратынского Е.А. Обязательно включить краткий анализ стихотворения «Водопад».


Пояснение к зачетной работе.
1. Презентация: назвать основные темы творчества Баратынского  с названием некоторых произведений.
2. Можно 1 слайд посвятить кратким сведениям о поэте.
3. Основное внимание уделить анализу стихотворения "Водопад" (история создания, темы, основная мысль, созданные образы, используемые  тропы)
4. высказать своё мнение о стихотворении.
Творческих успехов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий