Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»
1)Время создания комедии, первое представление
Во второй
половине 18 века, в самую мрачную пору царствования Екатерины Денис Иванович
Фонвизин пишет свою замечательную комедию «Недоросль». Первая постановка
комедии состоялась в 1782 году и имела огромный успех у зрителей. О первом
представлении комедии один из современников вспоминает так: «…Театр был
наполнен, и публика аплодировала пьесе метанием кошельков».
2) Герои комедии
Отрицательные
герои
Скотинин – брат Простаковой
|
|
О воспитании и образовании
|
Вырос в семье, крайне враждебно
относившейся к просвещению: «не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь научиться
захочет»
|
Основные черты характера
|
Невежественный, умственно не
развитый, жадный
|
Отношение к другим людям
|
Это свирепый крепостник,
который умеет «содрать» оброк со своих крепостных крестьян, и в этом занятии
для него не существует препятствий
|
Главный интерес в жизни
|
Скотный двор, разведение
свиней. Только свиньи вызывают в нем расположение и теплые чувства, только к
ним он проявляет доброту и заботу
|
Отношение к родным и близким
|
Ради возможности выгодно
жениться (узнает о состоянии Софьи) готов уничтожить своего соперника –
родного племянника Митрофана.
|
Особенности речи
|
Невыразительная речь
необразованного человека, часто употребляет грубые выражения, в речи
встречаются слова, заимствованные у дворовых.
|
Это типичный представитель мелких помещиков - крепостников со всеми
их недостатками.
|
учителя
|
|
Цыфиркин
|
Учитель математики. Автор
относится к нему с явным сочувствием. Наделяет его таким качеством, как
трудолюбие: «праздно жить не люблю».
|
Кутейкин
|
Учитель русского и
церковнославянского языка. Недоучившийся семинарист «убоялся бездны
премудрости». По-своему хитер, жаден.
|
Вральман
|
Учитель истории. Немец, бывший
кучер. Он становится учителем, так как не сумел найти себе место кучера.
Невежественный человек, который ничему не может научить своего ученика.
|
Учителя не прикладывают усилий к тому, чтобы выучить Митрофана хоть
чему-нибудь. Они чаще потакают лени своего ученика. В какой-то мере они,
используя невежественности и необразованность госпожи Простаковой, обманывают
ее, понимая, что она не сможет проверить результатов их труда.
|
Еремеевна – нянюшка Митрофана
|
|
Какое место занимает в доме Простаковой, ее отличительные черты
|
В доме Простаковых - Скотининых
служит более 40 лет. Беззаветно предана своим хозяевам, рабски привязана к их
дому.
|
Отношение к Митрофану
|
Не щадя себя, оберегает
Митрофана: «Издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь
сунуться. Я те бельмы-то выцарапаю».
|
Какой стала Еремеевна за долгие годы крепостной службы
|
У нее сильно развито чувство
долга, но нет чувства человеческого достоинства. Нет не только ненависти к
своим бесчеловечным угнетателям, но даже протеста. Живет в постоянном страхе,
трепещет перед своей госпожой.
|
За свою верность и преданность Еремеевна получает только побои и
слышит только такие обращения, как «бестия», «собачья дочь», «старая ведьма»,
«старая хрычовка». Судьба Еремеевна трагична, потому что она никогда не будет
оценена по достоинству своими хозяевами, никогда не получит благодарность за
свою верность
|
Госпожа Простакова
|
|
История воспитания
|
Выросла в семье, отличающейся
крайней невежественностью. Не получила никакого воспитания. Не усвоила с
детства никаких нравственных правил. В ее душе не заложено ничего хорошего.
Сильное влияние оказывают крепостнические порядки: ее положение полновластной
владелицы крепостных крестьян
|
Основные черты характера
|
Грубая, необузданная,
невежественная. Если не встречает сопротивления, становится наглой. Но если
наталкивается на силу, становится трусливой
|
Отношение к другим людям
|
В отношении к людям ею
руководит грубый расчет, личная выгода. Беспощадна к тем, кто находится в ее
власти. Готова унижаться перед теми, от кого зависит, кто оказывается сильнее
ее.
|
Отношение к просвещению
|
Образование излишне: «Без наук
люди живут и жили»
|
Простакова как помещица
|
Убежденная крепостница, считает
крепостных полной своей собственностью. Всегда недовольна своими крепостными.
Ее возмущает даже болезнь крепостной девушки. Крестьян оно обобрала: «С тех
пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не
можем. Такая беда!»
|
Отношение к родным и близким
|
Деспотична и груба по отношению
к своему мужу, она им помыкает, ни во что не ставит
|
Отношение к сыну Митрофанушке
|
Любит его, нежна с ним. Забота
о его счастье, благополучии составляет содержание ее жизни. Слепая,
неразумная, уродливая любовь к сыну не приносит ни Митрофану, ни самой
Простаковой ничего хорошего
|
Особенности речи
|
Грубая речь, много ругательных
слов, особенно по отношению к крепостным и мужу. Ласковый тон по отношению к
сыну. Заискивающий тон перед
Стародумом и Правдиным.
|
Не имеет никаких нравственных понятий: у не отсутствует чувство
долга, человеколюбия, чувства человеческого достоинства
|
|
Митрофан
(в переводе с
греческого «являющий свою мать»)
|
|
О воспитании и образовании
|
Привык к безделью, приучен к
сытой и обильной еде, свободное время проводит на голубятне
|
Основные черты характера
|
Избалованный «маменькин сынок»,
выросший и сложившийся в невежественной среде крепостнического поместного
дворянства. НЕ лишен от природы хитрости и сообразительности, но в то же
время грубый и капризный
|
Отношение к другим людям
|
Не уважает других людей.
Еремеевну (няньку) называет «старой хрычовкой», угрожает ей суровой
расправой; с учителями не разговаривает, а «лается» (по выражению Цыфиркина)
|
Отношение к просвещению
|
Умственное развитие крайне
низко, испытывает непреодолимое отвращение к труду и учению
|
Отношение к родным и близким
|
Митрофан не знает любви ни к
кому, даже к самым близким людям – к матери, отцу, нянюшке
|
Особенности речи
|
Выражается односложно, в его
языке много просторечий, слов и оборотов, заимствованных у дворовых. Тон его
речи – капризный, пренебрежительный, порой грубый.
|
Имя Митрофанушки стало нарицательным. Так называют молодых людей,
ничего не знающих и ничего не желающих знать.
|
Герои
положительные
Стародум
|
|
О значении имени
|
Человек, думающий по-старому,
отдающий предпочтение приоритетам предыдущей (петровской) эпохи, сохраняющий
традиции и мудрость, накоплены опыт
|
Образование
|
Просвещенный и передовой
человек. Воспитан в духе петровского времени, ему ближе и приемлемее мысли,
нравы и деятельность людей того времени
|
Гражданская позиция героя
|
Это патриот: для него честная и
полезная служба Отечеству – первая и священная обязанность дворянина. Требует
ограничения произвола помещиков-крепостников: «Угнетать рабством себе
подобных беззаконно».
|
Отношение к другим людям
|
Человека расценивает по его
службе Отечеству, по той пользе, которую человек на этой службе приносит:
«Степень знатности рассчитываю я по числу дел, которые большой господин
сделал для Отечества… без знатных дел знатное состояние ничто».
|
Какие качества почитает как человеческие достоинства
|
Горячий защитник человечности и
просвещения
|
Размышление героя о воспитании
|
Нравственному воспитанию
придает больше цены, чем образованию: «Ум, коли он только ум, самая
безделица…Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек –
чудовище. Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло»
|
Какие черты в людях вызывают справедливое негодование героя
|
Косность, дикость, злонравие,
бесчеловечность
|
«Имея сердце, имей душу – и будешь
человеком во всякое время»
|
Правдин, Милон, Софья
|
|
Правдин
|
Честный, безупречный чиновник.
Ревизор, наделенный правом отбирать у жестоких помещиков имение в опеку.
|
Милон
|
Верный своему долгу офицер,
настроен патриотически.
|
Софья
|
Образованная, скромная,
благоразумная девушка. Воспитана в духе уважения и почитания старших.
|
Назначение этих героев в комедии, с одной стороны, - доказать правоту
взглядов Стародума, а с другой стороны, - оттенить злонравие и
необразованность таких помещиков, как Простаковы-Скотинины.
|
3) Художественные особенности комедии
Особенности
комедии классицизма
Герои комедии
|
|
Правила трех единств
|
|
Назначение комедии
|
Смехом казнить пороки
|
Героическое и трагическое в комедии не
допускается
|
В художественном стиле комедии
заметна борьба классицизма и реализма, т.е. автор стремится к возможно более
правдивому изображению жизни. Потому в комедии можно увидеть особенности
реалистического направления в литературе, которые проявляются в
следующем:
1.
Сочетание картин бытовой жизни и раскрытие взглядов
героев
2.
Тщательно прописаны характеры не только главных, но и
второстепенных героев
3.
Каждый образ раскрывает определенную сторону
действительности
4.
Автор не скрывает своего расположения и антипатии к
героям (одних он беспощадно казнит гневным негодованием и язвительным убивающим
смехом, к другим относится с веселой насмешливостью, третьих рисует с большой
симпатией)
5.
Умело раскрыта душевная жизнь героев, их отношение к
жизни, к людям и действиям
6.
Особенно значимы авторские ремарки
7.
Каждый герой (особенно отрицательный) – типичный
представитель своего класса
8.
Каждый герой – это живой человек, а не схема, не
олицетворение какого-либо одного качества, как это было раньше
9.
Правила классицизма нарушаются автором и в самом
построении комедии: кроме смешных (комических) сцен в комедии есть и трагические,
которые раскрывают тяжелые стороны крепостнического быта
10. Кроме
основного действия сюжет дополнен сценами, которые имеют лишь косвенное
отношение
11. Яркость
и выразительность языка
Учим афоризмы Стародума:
1. Начинаются чины, -
перестает искренность.
2.Чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается.
3.Последуй природе,
никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь.
4.Детям? Оставлять
богатство детям! В голове нет. Умны будут, без него обойдутся; а глупому сыну
не в помощь богатство.
5. Наличные деньги - не
наличные достоинства.
6.А душевного почтения
достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам.
7. Ведай, что совесть, как
друг, всегда остерегает прежде, нежели как судья наказывает.
8.По моему расчету, не тот
богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который
отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного.
9.Ум, коль он только что ум, самая безделица. Прямую цену ему дает благонравие. Без него умный человек - чудовище.
10.У меня правило: в первом движении ничего не начинать.
9.Ум, коль он только что ум, самая безделица. Прямую цену ему дает благонравие. Без него умный человек - чудовище.
10.У меня правило: в первом движении ничего не начинать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий